Инструкция по эксплуатации АКБ
1. Необходимое оборудование
- Защитные перчатки;
- Очищенная вода (опресненная, неионизированная);
- Ключ с прорезиненной ручкой;
- Сода;
- Смазка для сохранности клемм;
- Мульти метр;
- Ареометр (АКБ с жидким электролитом либо наливных);
- Зарядное устройство.
2. Монтаж АКБ
Для обеспечения правильности монтирования АКБ, выполняется несколько требований.
2.1. Техника безопасности
- Во время работы с АКБ всегда нужно надевать защитную одежду, перчатки.
- Рядом с АКБ запрещено курить.
- При подсоединении АКБ нужно воспользоваться ключом с прорезиненной ручкой.
- Необходимо избегать попадания электролита на кожу, так как это раствор кислоты.
- В случае попадания на кожу нужно сразу же промыть большим количеством воды.
- Нужно убедиться, что соединения к клеммам АКБ правильно подтянуты; очень плотные либо очень свободные соединения способны привести к деформации, расплавлению или возгоранию клеммы.
- Во избежание короткого замыкания, не кладите предметы на АКБ.
- Заряжать АКБ необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
- Запрещено доливать кислоту в АКБ.
2.2. Подключение АКБ
Плохое соединение приведет к повреждению клемм или их возгоранию. Для обеспечения правильного соединения, нужно пользоваться советами по длине провода, сохранности клемм и силе затяжки.
2.2.1. Момент затягивания
Затяжка кабельных соединений происходит в соответствии с документами, чтобы удостоверится в качественном контакте. Сильная затяжка способна повлечь деформацию клеммы и расслабление соединений, из-за чего может произойти расплавление либо воспламенение. Чтобы правильно затянуть клеммы, основывайтесь на их типе и посмотрите Таблицу №2.
Тип клеммы Момент затягивания (фунтов/дюйм)
AP 50-70
LT 100-120
LPT, HPT, WNT, DWNT 95-105
ST 120-180
ВНИМАНИЕ: При подсоединении АКБ используйте ключ с прорезиненной ручкой.
2.2.2. Сохранность клемм
Клеммы могут заржаветь, если не поддерживать их в состоянии сухости и чистоты. Для предупреждения коррозии необходимо нанести небольшой слой смазки, которую легко приобрести у производителя АКБ.
2.3. Проветривание
АКБ с электролитом в процессе эксплуатации выделяют слабый газ, особенно в момент подзарядки. Гелиевые АКБ как правило газ не выделяют, однако это может случиться при накапливании давления в ходе подзарядки. Подзарядку АКБ необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении.
2.4. Подсоединение АКБ для увеличения системной силы
2.4.1. Подсоединение поочередно
Для увеличения напряжения подсоедините АКБ «поочередно». Такой способ не приведет к увеличению мощности.
Пример:
2 АКБ T-105, 6 V, предусмотренные на 225 Aч
Присоединение поочередно
Системное напряжение: 6 V + 6 V — 12 V
Системная мощность — 225 Aч
2.4.2. Подсоединение параллельно.
Для увеличения мощности подсоедините АКБ «параллельно». В таком случае усилие системы не увеличится.
Пример:
2 АКБ T-105, 6 V, рассчитанные на 225 Aч
Присоединение параллельно
Системное напряжение: 6 V
Системная мощность — 225 Aч + 225 Aч = 450 Aч
2.4.3. Подсоединение параллельно и поочередно
Для увеличения напряжения и силы подсоедините добавочные АКБ параллельно и поочередно.
К примеру:
4 АКБ T-105, 6 V, предусмотренные на 225 Aч
Подсоединение параллельно и поочередно
Системное напряжение: 6 V + 6 V = 12 V
Системная мощность — 225 Aч + 225 Aч = 450 Aч
2.5. Ориентация АКБ
АКБ с электролитом и заливные всегда должны стоять вертикально. При опрокидывании АКБ на бок, электролит может разлиться. АКБ GEL либо AGM — запаянные, поэтому их можно ставить под любым углом.
3. Профилактика
3.1. Осмотр
Произвести наружный осмотр АКБ. Плоскость АКБ и клеммы должны быть сухими и чистыми, не иметь ржавчины. Если на плоскости АКБ с электролитом/наливных есть подтек, это означает, что превышен уровень жидкости. Подтек на гелиевом или AGM АКБ говорит о чрезмерном заряде. По этой причине характеристики аккумулятора ухудшаются, следовательно, и его время службы уменьшатся. Нужно проверить провода с соединениями. Поменять поврежденные провода. Подтянуть ослабленные соединения.
3.2. Очистка
- Удостоверьтесь в хорошем закреплении всех защитных колпачков.
- Очистите плоскость АКБ и соединения при помощи специального раствора и щетки.
- Ополосните и просушите с помощью ветоши.
- Нанесите небольшой слой смазки либо средства для сохранности клемм.
- Площадь вокруг АКБ держите в сухости и чистоте.
3.3. Долив очищенной воды (только для АКБ с электролитом)
В гелиевые или AGM аккумуляторы воспрещается добавлять воду, так как они ее в процессе работы не теряют. В АКБ с электролитом и наливные АКБ необходимо время от времени добавлять воду. Частота долива зависит от эксплуатации. Новые АКБ нужно контролировать каждые 14 дней, для определения частоты долива воды в определенной области эксплуатации. АКБ обычно необходим наиболее частый подлив в процессе их старения.
- Полностью подзарядите АКБ перед добавлением воды. Доливать воду в частично либо полностью заряженные АКБ можно только лишь при видимости пластин. В таком случае нужно добавить сколько потребуется, для закрытия пластин, а после подзарядить АКБ и еще доливать воду.
- Сбросьте колпачки и поверните их, для исключения попадания грязи внутрь, а для АКБ Plus Series достаточно приоткрыть крышку и проверить уровень жидкости.
- При повышенном уровне жидкости воду не нужно добавлять.
- При едва закрывающем уровне, добавить воду до величины на три миллиметра меньше вентиляционного канала в нормах АКБ, до пометки MAX у АКБ Plus Series.
- После добавления воды поставьте колпачки на АКБ.
3.4. Заряд и уравнительный заряд
3.4.1. Заряд
Верный заряд очень значителен для эффективного использования АКБ. Как неполноценный, так и излишний заряд АКБ может сильно снизить время его работы. Для верного заряда посмотрите руководства, предлагающиеся к нему. Существует множество ЗУ: автоматизированные и заблаговременно запрограммированные. В отдельных ЗУ потребитель устанавливает силу и напряжение тока.
- Убедитесь, что ЗУ запрограммировано на необходимые параметры для АКБ с электролитом, гелиевых или AGM.
- После эксплуатации АКБ должен быть до конца заряжен.
- Кислотные, гелиевые и AGM АКБ не имеют эффекта памяти, поэтому им не нужен полный разряд перед новой зарядкой.
- Производить зарядку нужно только лишь в хорошо вентилируемых помещениях.
- Перед тем как заряжать необходимо за уровнем жидкости, для убеждения в перекрывании пластин.
- АКБ выделяют газ перед завершением хода зарядки, что обеспечивает верное перемешивание жидкостей.
- Запрещено заряжать при температуре выше 47 C.
3.4.2. Уравнительная подзарядка (АКБ с жидким электролитом)
Уравнительная подзарядка — это чрезмерный заряд АКБ, который выполняется на АКБ с электролитом после полного заряда. Рекомендовано производить уравнительную подзарядку только лишь, если у АКБ малая плотность, ниже 1 и 2, либо плотность обширно колышется, 0,03, после целого заряда АКБ. Не нужно делать уравнительную подзарядку GEL либо AGM.
- Нужно убедиться, что АКБ действительно с электролитом.
- Перед зарядкой нужно проверить уровень жидкости и убедится, что пластинки прикрыты водой.
- Поставить ЗУ на уравнительную подзарядку.
- Измеряйте плотность через каждые 60 минут. Прервать уравнительную подзарядку необходимо, когда плотность перестанет повышаться.
ВНИМАНИЕ: Запрещено делать уравнительную подзарядку на гелиевых и AGM аккумуляторах.
4. Хранение АКБ
- Перед хранением АКБ необходимо зарядить.
- Хранить в сухом помещении, без попадания солнечных лучей.
- Отсоединить от потребляемых источников, для устранения нагрузки, от которой АКБ может разрядиться.
- АКБ понемногу саморазряжаются в процессе хранения. Плотность рекомендуется проверять каждые полгода.
- При подборе АКБ на складе нужно подзарядить его перед эксплуатацией.
4.1. Хранение в жаркую погоду (при температуре выше 30°C)
По возможности в ходе хранения необходимо избегать контакта с тепловыми источниками. При больших температурах ход саморазрядки АКБ повышается. Если вы храните в жаркую погоду, то плотность нужно контролировать чаще (примерно раз в 2-4 недели).
4.2. Хранение в холодную погоду (при температуре ниже 0°C)
По возможности нужно избегать хранения в помещениях, где температура ниже границы замерзания. Не полностью заряженные АКБ замерзнут при минусовой температуре. Во время хранения аккумуляторных батарей в зимнее время очень важно поддерживать полный заряд.