Развенчиваем мифы об антифризах

07.11.2016

Существует много домыслов, мифов о том, какой состав имеют охлаждающие жидкости (ОЖ) или антифризы. Попробуем разобраться, где правда, а где ложь.

Не все автолюбители понимают разницу между классическими антифризами и их старым названием «тосол». Многие считают, что антифриз предназначен только для иностранных автомобилей, а тосол для автотранспорта отечественного производства. На самом деле это не так, тосол не самостоятельная жидкость, а разновидность антифриза. В его составе, как и в составе других жидкостей, есть базовые компоненты, а именно, этиленгликоль и очищенная или дистиллированная вода, дополнительно в них добавляют специальные присадки, от которых зависит разделение охлаждающих жидкостей на 4 типа:

  • карбоксилатные (ОАТ) ОЖ. К ним относятся антифризы американского производства Havoline XLC, немецкие Glysantin G30 и отечественные образцы G Energy Antifreeze SNF, CoolStream Premium и др.
  • гибридные ОЖ. К ним относятся охлаждающие жидкости немецкого производства Glysantin G48 (ТМ BASF), американского Mobil Antifreeze Extra, из отечественных — G Energy Antifreeze NF и Lukoil Coolant Plus.
  • лобридные , а именно, немецкие — Glysantin G40 (ТМ BASF), американские — Cat ELC (ТМ Chevron), российские — G Energy Antifreeze HD и Lukoil Coolant SOT.
  • традиционные охлаждающие жидкости. К ним относятся американские антифризы Cat DEAC и Fleetguard ES Compleat (ТМ Cummins Filtratio) и российская — Газпромнефть Тосол.

Главное отличие между этими типами в использовании разных по своему составу ингибиторов. Например, лобридные антифризы имеют в составе органические основы и минеральные ингибиторы, для которых не установлено какое-либо определенное обозначение. Европейские производители называют их силикатно-карбоксилатными, американские разработчики нитритно-карбоксилатными. Что касается традиционных антифризов, то в качестве органических веществ в них используются силикаты, фосфаты, амины, нитраты, бораты, нитриты и их комбинации. В этой категории можно встретить много подделок, поэтому автолюбители должны осторожно относиться к выбору антифриза для своего авто.

Цвет охлаждающей жидкости и его особенности

Бытует мнение, что цвет жидкости влияет на ее состав и качество. На самом деле это не так. На практике охлаждающие жидкости бесцветные и это не связано с их составом. Иногда от производителя зависит тот или иной оттенок, который чаще всего выбирается в зависимости от марки автомобиля. Это следует расценивать как маркетинговый ход, а не как особенность антифриза. В процессе эксплуатации цвет может изменяться, но это совсем не значит, что жидкость нужно менять. Главная причина изменения цвета — нестойкие красители, но если появилась ржавчина, то тут стоит срочно обратиться в автосервис и заменить антифриз.

Качество охлаждающей жидкости в нашей стране регламентируется положениями ГОСТ 28084–89. Этот документ касается только антифризов, которые изготовлены с использованием этиленгликоля.

Многих любителей интересует, как часто надо менять антифриз. Идеальный вариант — использовать такой же тип жидкости, который заливается на автозаводе производителем. Такую информацию можно найти на сайте завода. Российские производители легковых и грузовых автомобилей ГАЗ, АВТОВАЗ, КАМАЗ и ЯМЗ допускают использование разных типов охлаждающих жидкостей и рекомендуют использовать тот антифриз, который прошел лабораторное испытание на заводе.

Японские и южнокорейские производители предлагают антифриз собственного производства. Чаще всего такие жидкости называются по марке автомобиля, например, Nissan, Тойота или Honda. Чаще всего это лобридные или карбоксилатные охлаждающие жидкости. В отечественных сервисных центрах для китайских и японских авто подбираются специальные антифризы или используется универсальная жидкость для системы охлаждения.

Что и как правильно доливать?

Бытует мнение, что зелёный антифриз необходимо доливать только к зеленому. На практике об этом нужно забыть. Одинаковые по цвету антифризы могут быть неоднородными по химическому составу. А вот воду можно доливать, если необходимо пополнить небольшой объем до 200 мл. При этом лучше использовать дистиллированную или очищенную воду. Запомните золотое правило автолюбителей, в гибридный антифриз необходимо доливать гибридный т.д. Категорически запрещено смешивать жидкости разных типов. Если это надо сделать, то лучше заменить жидкость полностью, но недоливать.